25 Сивана и Молитва Раби Ишмаэль Коэн а-Гадоль

25 Сивана — Йорцайт/Илула  Коэн а-Гадоль — Раби Ишмаэль бен Элиша. Он был одним из Танаим (великих Мудрецов Мишны). Он жил около 50 лет после Разрушения Второго Храма во времена Раби Акивы и был одним из Асара Харугей Мальхут (10 мучеников).

10 мучеников

Римский император Люпин учил Тору и спросил 10 великих мудрецов того времени: «Каков закон, согласно вашей Торе, существует для еврея, который продаёт другого еврея в рабство?» (Имея в виду продажу Йосефа его братьями).

—  «Высшее наказание», — ответил Рабби Акива и его коллеги.

 «Но братья Йосефа никогда не были наказаны за их преступление!» — воскликнул Римлянин и начал готовить смертельную западню.

— «Правосудие должно торжествовать, и здесь нет других лидеров, чтобы занять их места, кроме вас десятерых!»

Когда рабби Нехуния бен Акана услышал об этом указе и сказал своему ученику рабби Ишмаэлю Бен Элише: «Взойти на Небеса, чтобы удостовериться, что это было решением Небесного Суда». Рабби Ишмаэль очистил себя, прошептал тайное имя Господа и вознёсся на Небеса. Он спросил ангела Гавриэля об указе, и Гавриэль ответил: «Примите это на себя, праведные люди, ибо я слышал из-за перегородки, что это должна быть ваша судьба», и рабби Ишмаэлю было сказано, что 10 мудрецов будут отданы злому ангелу Самаэлю в качестве наказания за продажу Йосефа. Рабби Ишмаэль доложил это своим соратникам и они приняли этот указ.

 Рабби Ишмаэл и Рабан Шимон бен Гамлиэл были заключены под стражу вместе, и рабби Шимон начал рыдать. Рабби Ишмаэль сказал ему: «Скоро ты будешь среди всех святых в другом мире. Почему ты плачешь?»

Рабби Шимон ответил: «Я не из-за смерти плачу, а потому что меня казнят как осквернителя Шаббата или идолопоклонника или .. убийцу». Рабби Ишмаэль предположил, что может быть пока он ел или дремал, женщина пришла спросить, является ли она нида и его слуги не позволили ей войти и побеспокоить его, или проситель мог постучать в дверь, пока рабби Шимон ел и его не пустили.

Рабби предположил, что он был осторожным в таких вещах.

Рабби Ишмаэль думал, что может быть он чувствовал гордость, когда учил.. и рабби Шимон однажды заявил, что он был осторожен, чтобы не допустить таких мыслей после проповедей.

Когда рабби Шимон и рабби Ишмаэль были выведены на казнь, рабби Ишмаэль упал на колени перед палачом и взмолился: «Я Коэн Гадоль, сын Коаним Гдолим; убей меня первым, чтобы я не увидел смерти моих друзей». Палач подбросил жребий, и тот показал убить рабби Шимона первым. Палач немедленно обезглавил рабби Шимона. Рабби Ишмаэль обнял голову и поднял её напротив своей. Громким голосом он закричал: «Твои святые губы; ты никогда не говорил ни о чем, кроме секретов Торы. Как можно заставить тебя лизать пыль

В эту ситуацию оказалась вовлечена принцесса – дочь императора. Когда она увидела красоту рабби Ишмаэля, она потребовала, чтобы палач подождал её, пока она пойдёт к отцу и попросит помиловать рабби Ишмаэля. «Что ты увидела в этом еврее?» — спросил император. «У него самое красивое лицо, которое я когда-либо видела», — ответила принцесса. Император отдал указ, чтобы с Раби Ишмаэля заживо содрали кожу с лица и сохранили. Когда с него сдирали и дошли до того места на голове, куда он накладывал Тфиллин, он вскрикнул и вознесся.

В Риме существовал обычай: каждый 70 лет они брали здорового человека и сажали его на калеку и гнали их, одетых в костюм Адама. Здоровый человек был в маске из кожи рабби Ишмаэля и был украшен драгоценными украшениями. Два человека должны были быть проведены через город и должны были сказать: «Это история наших предков: Калека — Яаков, а здоровый Эсав. Увидеть Эсава на Яакове — это знак того, что Эсав доминирует над Яаковом, и благословения, которые Яаков получил уловкой не помогли».

(Рабби Ашей утверждает, что они сказали на самом деле обратное тому, что намеревались сказать). Люди приходили издалека, чтобы посмотреть на это представление.

(Трактат Авода Зара, стр 11, Раши)

Когда рабби Акива и рабби Йеуда бен Бава (Бетайра) услышали о Рабби Шимоне и Рабби Ишмаэле — они встали, надели мешковины, порвали одежды в знак траура и сказали:

«Если было бы хоть что-то хорошее в мире, то это было бы их заслугой. Страшное горе придет в мир».

 Их смерть были предсказана Шмуэлем а-Катаном, который предсказал перед смертью (перед разрушением Храма): «Шимон и Ишмаэль умрут от меча, их соратникам также предначертана смерть..» (Сота 48)

Согласно Аризалю, зехуто яген алейну, Йосеф сам был причиной тому, что братья продали его (Шаар а-Гилгулим, Кадада 34). Распространением своей мечты о власти и из-за лашон ара о своих братьях, он сам навёл на себя эти беды.

Рабби Ишмаэль был реинкарнацией Йосефа а-Цадика.

Как и Йосеф обладал красотой Адама, так и рабби Ишмаэль.

Смерть рабби Ишмаэля была расплатой за грехи самого Йосефа.

Это была не единственная причина, по которой им пришлось умереть такой смертью, но эта была главной.

Сын и дочь рабби Ишмаэля

Его сын и дочь были взяты в плен и проданы в слуги разным римским хозяевам. Их хозяева однажды встретились, и оба хвалились красотой своих рабов и решили поженить их, а их детей разделить между собой. Они оставили их в одной комнате. Слуга сидел в одном углу комнаты и думал: «Я Коэн – сын Коаним Гдолим, должен ли я жениться на служанке?» — а служанка сидела в другом углу и говорила себе: «Я — дочь Коаним Гдолим; должна ли я выходить за слугу?»

Они сидели в своих углах и плакали всю ночь. Когда пришло утро, они узнали друг друга, заплакали и плакали до тех пор, пока их души не покинули этот мир. (Гиттин 58а)

Раби Ишмаэль был необычайно красив и мудр, и, еще мальчиком, его отвезли в Рим. Великий Раби Йошуа бен Ханания, будучи в Риме, узнал, что еврейский мальчик был пленником в этом городе. Он прошел мимо места, где мальчик содержался в плену, и позвал: «Кто отдал на разорение Яакова и Израиль в руки грабителей?», цитируя отрывок из пророка Йешаягу (42:24). И тут же мальчик ответил ему: «Разве не Б-г, против которого мы грешили и не желали идти путями Его?» — цитируя слова пророка из второй части того же стиха. Раби Йешуа сделал все, чтобы выкупить этого мальчика: «Я уверен, что мальчик вырастет и станет одним из величайших мудрецов». (Гитин 58а)

Раби Ишмаэль стал учеником величайшего Раби Нехунии бен Акана, автора кабалистической книги «Сефер Баhир» и молитвы «Анна беКоах».

С особой любовью Раби Ишмаэль относился к мицве «Ахнасат кала». Он говорил: «Дочери Израиля действительно прекрасны, но их бедность заставляет их выглядеть уродливыми». Когда рабби Ишмаэль умер, все дочери Израиля оплакивали его смерть. (Недарим 66аб)

Как Раби Ишмаэль благословил Б-га

«Сказал [первосвященник] Рабби Ишмаэль бен Элиша:

«Однажды [в Йом Кипур] зашел я в Святая Святых, чтобы принести воскурения. И увидел я: [ангел высочайшего уровня] Акат-риэль Бога воинств сидит на престоле, высоком и великом. И сказал он мне: «Ишмаэль, сын мой, благослови меня«. Сказал я ему: «Да будет желанно перед лицом Твоим, чтобы милость Твоя поборола гнев Твой, и да проявится милость Твоя, возобладав над другими Твоими свойствами, и чтобы относился Ты к детям Своим не по мере строгого суда». И покачал он [в знак одобрения] головой». (Брахот,7а)

Ангел, которого видел первосвященник Рабби Ишмаэль, – выражение идеи единства. Его имя – Акат-риэль – образовано от слова кетер («корона»). Этот знак царской власти является символом высшего уровня Б-жественного проявления – общей силы, поддерживающей существование творения в целом и его элементов в отдельности.

Молитва Раби Ишмаэль Коэн а-Гадоль

«Амар Раби Ишмаэль бен Элиша: Коль hаомэр бакаша зо бэхоль йом панав мазъирот вэ имато мутелет аль hабрийот ве холь hахаламот шело меуганим ве торато тие миштамерет бэ либо коль йемей хаяв ве авонот неорав нимхалим ло, ве инацель ми йецер hара, умилашон hара, умипега hара, умехайот раот, умилистим, уминахашим, умеакравим, умеруах раа, умин hашедим, умин hамазикин, умиколь hаойевим, умиколь hасоним ото ве ярвиях бэ маса уматан шело.

Амар Раби Ишмаэль: «Ани ве Раби Акива арэвим ану шеиhье ло хэлэк тов ба Олам hаба кедихтив – леанхиль оавай йеш ве оцротейhем амале». Ве зот атфила царих леомра бэ хавана нахона бэ холь йом ахар тефилато ве Ашем икабель тефилато, амен кен йеи рацон. Ана Ад-най Эл-оэй Исраэль, мэлэх гадоль ве нора хахам аразим, Мегале нистарот, магид таалумот, мошель ба эльйоним ве шалит ба тахтоним, каров ле холь коръав, ле холь ашер икрэуhу бээмет мациль  ани ве эвьон ми гозело, пенэ эль тефилат авдэха, ве эль таханунав ки ани ве эвьйон ани.

Йеhи рацон милефанеха, Ад-най Эло-эйну ве Эл-оэй Авотейну, ше тишмерени ми коль ра, ки Ата шомер Исраэль ве томар ле царотай дай ве тифдени ми коль цара ве цука умиколь шемуа раа, умихоль буша ухлима, умихерпат адам, умибизуй ам, умиколь негеф, умиколь машхит у-магефа умихшоль, умипега ра, умиайин hара, умилашон hара.

Ветацилени ми йецер hара умиколь машхит умазик умиколь регазот угзерот ше ба олам умиколь хет ва феша, уми коль авон ве ашема ва рэша. Амэн кен йеhи рацон!

Йеhи рацон милефанеха, Ад-най Эло-эйну ве Эло-эй Авотейну, ше тарив эт ривей нафши ба йом ве холь hамекатрегим эт нафши балайла ве тинком эт никмати меэм утикацер ямейhэм утимале эт авонотейhем бэра. Вэ кулам кирега йоведу уве агала уве зман карив ихарету мин hаолам, ве ташлих эйма ве хашеха гедола, ве тардема ацума, увеhала ве шигаон ве иварон, ве тимъон левав аль коль ойевай, ве сонай, ве аль коль цар умастин умекатрег алай, ве аль аншей вейти бейн иш, бейн иша, бейн шед, бейн мазик, бейн рухин бишин велелин кедехтив: типоль алейhем имата ва пахад би гдоль зроаха идму каавен, идму зроаха бигдоль ва фахад имата алейhем типоль. Ве аль коль акамим алай лераа меера афер ацатам ве калькель махшавотам умораха упахдеха иhью алейhем шеиhью маштиким мильфанай им ируни бэ айин раа халила.

Йеhи рацон милефанеха Ад-най Эло-эйну ве Эло-эй Авотейну шетеаламена сифтотам мидабер ве техшахна эйнейэм миръот ве техрашна ознейэм мишмоа умотнейэм тамид hамъад харбам таво бэ либам ве каштотам тишаварна. Эма явошу ве ани ло эвош эма янусу ве ани ло анус кедехтив: «кума Ад-най ве яфуцу ойевеха ве янусу месанъэха мипанеха». Амен кен йеhи рацон!

Йеhи рацон милефанеха Ад-най Эло-эйну ве Эло-эй Авотейну, ше ташлих эйма ва фахад аль hабрийот ве тигзор алейhем лаасот рецони кенафши hахафеца убелевав шалем, ве каем бану микра ше катув: «верау коль амей hаарец ки Шем Ад-най никра алеха ве иръу мимека» венээмар: «ло итъяцев иш бифнейхем пахдехем у-мораахем итен Ад-най Эло-эйхем аль пней коль hаарец ашер тидреху ба каашер дибер лахэм». (Дварим 11:25) Амен кен йеhи рацон!

Йеhи рацон милефанеха, Ад-най Эло-эйну ве Эло-ай Авотейну, Эло-эй Авраам, Эло-эй Ицхак, ве Эло-эй Яаков шетифтах либи бе Торатеха, ветитен ли деа уБина веХохма, утерахем алай ветаир айнай беХохма бехемлатеха у теламдени мидот хохматеха утевинени деварим амуким беторатеха утегале разим сетумим беэзратеха лемаан ло эвош бифней хахмей амеха ве ло экалем бетох хасидей адатеха утеяхед каванат либи ваарехат сефатай веозрени лелмод улеламед лишмор лаасот улекайем эт коль диврей талмуд торатеха беаава. Амен кен йеhи рацон.

Йеhи рацон милефанеха, Ад-най Эло-эйну ве Эло-ай Авотейну, Эло-эй Меркава ше тацилени ми рэавон ве цимаон у меаром, ве атрифени лехэм хуки бе холь йом утфарнасени бе нахат, ве ло бецаар беэтэр, ве ло беисур беревах, ве ло бецимцум утимале меошер матнот ядэха ве тишлах Браха ве Ацлаха бехоль асакай ве иньянай, убехоль маасэ ядай шэ иhью ли утнени ле аава бээйнеха увээйней холь роай вейодеай умакарай. Амен кен йеhи рацон!

Йеhи рацон милефанейхем Малахей hашарет hакедошим ве атеорим ше таасу ими хесед гадоль ве им аншей вейти у-лемаан Кедушат Ашем, улемаан Торато hаКедоша ве hатаора у лемаан кедушатхем таамду лифней Ашем Эло-эй Исраэль Мелех йошев аль кисэ рахамим бевакаша увэ тахануним леашмиа эт тефилати ве эт техинати кидей лаасот эт шеелати увакашати бехоль йом ва йом ве имхоль ли эт коль авонотай, ве хатотай, ве ашмотай, шехатати вешаавити вешепашати лифанав бейн бэонес, бейн бэрацон, бейн бэшогег, бейн бэмезид, бейн басэтэр, бейн багалуй, бейн бэмиткавен, бейн шэло бэмиткавен, бейн бэдибур, бейн бемахшава, бейн бэмаасэ, бейн бэиръур меата веад олам. Амен кен йеhи рацон!

Бевау микэм бэ мату микэм малахэй hашарэт hакедошим ве hатеорим ве hамуфрашим бинкиют ше таасу хэн ве Хесед ве рахамим гедолим безхут Ашем hагадоль [Акатри-эль] йошев теилот Исраэль, у безхут шевим у штаим (72) шемот hакедошим ве hатаорим тикху мафтехот биршут аКадош Барух-У ве тифтеху ли шаарей хен ве Хесед ве рахамим, ве шаарей шалом, ве шаарей шальва, ве шаарей Хохма, Бина ве Даат, ве шаарей ошер, ве хавод, ве шаарей тешува, ве шаарей тешуа, ве эмца хен ве хесед бэ эйнехем у-ве эйней коль роай ве йодаай у макарай ве тацлиху оти ве таазру оти аль коль асакай ле това укше эшкав ло эфхад кидехтив: «Им тишкав ло тифхад ве шахавта ве эрва шенатэха». Ве иhью хаяй метуким ми дваш ве нофет цуфим ве тиhю ими ле эзер у леоиль у леошия ве лисмох ки ткуфат hашемеш бе тамуз у хемлоат алевана. Амен кен йеhи рацон»! 

Перевод:

Сказал Раби Ишмаэль бен Элиша:

«Каждый, кто произносит эту просьбу каждый день — лицо его освящается (святостью), и страх перед ним обитает на всех творениях, и все сны его чисты будут, и Тора, изучаемая им, сохранится в сердце его все дни его жизни, и грехи молодости его простятся ему, и спасется от дурного начала, и от злого языка, и от несчастных случаев, и от зверей злых, и от грабителей, и от змеев, и от скорпионов, и от злого духа, и от чертей, и от губителей, и от всех врагов, и от всех ненавидящих его, и будет прибыль от торговли его.

И так сказал Раби Ишмаэль: «Я и Раби Акива – свидетели того, что будет у него удел в мире грядущем, как написано: «Чтобы дать в наследство любящим меня, есть у меня добро, и сокровищницы их наполню». И просьбу эту требуется говорить с правильным намерением каждый день после молитвы, и Б-г примет молитву его, пусть на это будет воля Вс-вышнего.

«Прошу Тебя, Г-сподь, Б-г Израиля, Великий и Грозный Царь, владеющий тайнами, раскрывающий сокрытое, повествующий таинства, правящий в верхних мирах и властвующий в нижних, близкий ко всем, призывающим Его, к каждому, кто призовет Его по-настоящему, спасающий бедного и неимущего от грабителя, — внемли молитве раба Твоего и мольбам его, ибо беден и неимущ я.

Да будет угодно пред Тобою Г-сподь, Б-г наш, и Б-г отцов наших, чтобы сохранил Ты меня от всякого зла, ибо Ты страж Израиля;

И скажи всем бедам моим: «Хватит!» — искупи меня от всякой беды и несчастья, и от всякой дурной вести, и от всякого позора и стыда, и от брани человеческой и ругани людской, и от всяких нападок, и от всех разрушителей, и эпидемий, и скорби, и от беды внезапной, и от глаза дурного, и языка злого. И спаси меня от дурного начала, и от всякого разрушителя и портящего, и от всех приговоров на свете, и от всякого греха и преступления, и от всякого злодеяния, и обвинения, и нечестивости. Амен, да будет на то воля Вс-вышнего.

Да будет угодно Тебе, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы Ты вступился за меня против врагов души моей днем и против всех обвинителей души моей ночью, и отомсти за меня, и укороти дни их, и грехи их злом наполни. И все мгновенно пусть сгинут, чтобы мы удостоились видеть, как в скором времени искоренятся со свету; и наведи страх, и тьму великую, и дремоту глубокую, и панику, и сумасшествие, и слепоту, и оцепенение сердца на врагов моих, и на ненавистников моих, и на каждого врага и обвинителя, и обличителя против меня и против домашних моих; пусть (уничтожители эти) – мужчина или женщина, черт или демон, духовные силы ночные, наносящие порчу, как написано: «Да падет на них страх и ужас, от величия мышцы Твоей умолкнут, как камень, умолкнут от мышцы Твоей великой, и страх, и ужас падет на них».

И на каждого, кто восстает на меня со зла, ускорь и нарушь советы их, и спутай мысли их; и пусть страх Твой и ужас Твой падут на них и умолкнут предо мною, если посмотрят, упаси на меня глазом дурным.

Да будет угодно пред Тобою, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы сокрылись уста их и не говорили, и затмились глаза их и не видели, и оглохли уши их и не слышали, и чресла их застынут, и меч опустится на сердце их, и луки их обломаются.

Они устыдятся, а я не устыжусь, они побегут, а я не убегу, как написано: «Встань Г-сподь, и разбегутся Твои ненавистники пред Тобою. Амен, да будет так.

Да будет угодно пред Тобою, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы навел Ты страх и ужас на творения, и повели им исполнять волю мою, как душа пожелает, и сердцем полным, да сбудется у нас написанное: «И увидят народы земли, что названо на тебе Имя Г-спода, и убоятся тебя, потому что сказано: «Не сможет человек стоять перед вами, потому что Г-сподь наведет страх и ужас перед вами по всей земле, по которой будете вы ступать – по слову, данному вам Вс-вышним. Амен, да будет так!»

Да будет угодно Тебе, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Колесницы, чтобы Ты спас меня от голода и жажды, и от наготы; и дай мне добывать честный хлеб повседневно, и прокорми меня в радости, а не в страданиях, разрешенным, а не запрещенным образом, с доходом, а не впроголодь, и дай мне десятину руки Твоей, и пошли благословение и удачу во всех делах моих и заботах моих, и во всех деяниях рук моих; и пусть я найду благоволение в очах Твоих и в очах всех, кто видит меня, и знает меня, и знаком со мной. Амен, да будет так!

Да будет угодно пред вами, ангелы-служители, святые и непорочные, чтобы оказали вы великую милость мне и домочадцам моим, и ради Имени Святого, и ради Торы Его святой и непорочной, и ради святости вашей предстаньте пред Г-сподом, Б-гом Израиля, Царем, восседающим на престоле Милосердия, с просьбой и с мольбой провозгласить молитву мою и мольбу мою, чтобы донести мой вопрос и мою просьбу изо дня в день. И прости мне все преступления мои и все грехи мои, и прегрешения мои, и то, что я провинился и согрешил пред Тобою, совершенные как по принуждению, так и по собственной воле, как в заблуждении, так и злонамеренно, как скрыто, так и открыто, как с намерением, так и без намерения, и речью, и действием, и в мыслях – с этих пор и навечно. Амен, да будет так! 

Прошу вас, ангелы-служители, святые и непорочные, и раскрытые чистотой своей, окажите благоволение и милосердие великое в заслугу  Великого имени Акат-риэль, восседающего среди восхвалений Израиля, и в заслугу семидесяти двух (шевим у-штайм шемот) Имен Святых и непорочных, возьмите ключи с разрешения Вс-вышнего и распахните для меня ворота благоволения, добра и милосердия, ворота мира, и ворота спокойствия, и ворота мудрости, и ворота познания, и ворота постижения, и ворота счастья и почета, и ворота раскаяния – и да найду я благоволение в очах ваших и в очах всех, кто видит меня, и знающих меня, и знакомых со мною;

И пусть сопутствуют мне удача, и помогите мне во всех делах моих к добру; и когда отойду ко сну, не убоюсь, как написано: «Если лежать будешь, не убоишься, и приятен будет сон твой».

И пусть будет жизнь моя слаще меда, и будете вы со мною, мне в помощь, и впрок, и для спасения, и для опоры, как солнце в Тамуз и как полнолуние. Амен, да будет так!»

 

(Сайт «Цадиким», по материалам группы «Сила Теилим» в соцсетях)

 

 

 

Добавить комментарий