11 Хешван — Йорцайт Рахель Имейну

Одним из самых важных дней в месяце Хешван является 11-й – день ухода нашей праматери Рахель.

Рахель была  любимой женой Яакова и главой всего дома Израиля. Если считать с первого дня года (1- го Тишрей) – то 11-й Хешван является 41-м днем. А 41 = гематрия слова אם«мать» — 11-ого Хешвана — День еврейской матери.

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез… и возвратятся сыновья твои в пределы свои». (Йермиягу, 31, 14)

Когда Рахель постоянно оплакивает изгнания своих детей, еврейского народа, Вс-вышний утешает ее словами: «Удержи свой голос от плача и свои глаза от рыдания, ибо есть награда за твои поступки… твои дети вернутся в их границы». Буквально, «вернутся к своей границе» — относится к возвращению еврейского народа на Землю Израиля. Но, на более глубоком уровне, это относится к возвращению нашего народа к своим духовным корням – вере предков — к своим границам.

Гематрия слова «границы» — גבול точно такая же, как гематрия слова «мать» אם = 41. На иврите Хешван записывается четырьмя буквами: חשון. Границы (первая и последняя буквы) Хешвана являются «хет» ח и «нун» ן, которые вместе пишется слово «хен» — חן, что означает «красота». Слово «хен» — חן, «красота» = 58. 58-й день года  — это 28-й день Хешвана.

Рахель описана как самая красивая женщина в Торе. Гематрия двух средних букв, «шин» и «вав»שו— равно «иша» — אשה, что означает «женщина».

Гематрия слова Хешван = гематрии слов хен иша (женская красота). Это намекает на то, что месяц Хешван носит женскую и материнскую природу.

11-того хешвана ушла в лучший мир Рахель Имейну — проматерь всего еврейского народа. В хронологическом порядке месяц Тишрей, предшествующий Хешвану, считается имеющим отцовскую природу и будучи наполненным еврейскими праздниками, влияет на следующий за ним месяц подобно солнцу, изливающему на луну свой свет.

(по урокам Рав Ицхака Гинзбурга)

Известно, что Брискер Ребе посещал в основном Мерон и могилу Рахель Имейну.

Но именно на могиле Рахель он сказал: «это место Тфилы».

В «Эшет Хайиль» пасук «Она, подобно кораблям торговым, издалека приносит хлеб свой» — связан с Рахель.

Торговому кораблю приходится проделывать немалый и нелегкий путь, чтобы доставить в гавань нужный товар. Так и Рахель должна была пройти большой путь в молитве, прежде, чем смогла выпросить себе сына у Б-га. Подобно кораблю, одинокому в своем плавании, она тоже была одинока. Ей никто не помог, даже любимый муж. Когда она попросила его помолиться, чтоб Б-г дал ей сына, он ответил: «Я что, вместо Вс-вышнего?». Мидраш говорит, что о рождении Йосефа сказано: «И вспомнил Вс-вышний Рахель». (Рахель, а не Яакова!)

У всех потомков Рахели символика цадиким (праведников), а у потомков Леи – баалей-тшува. Из потомков Леи страсти неизбежно будут вырываться, неправильные поступки совершаться, и только потом, постфактум, им нужно будет исправлять содеянное.

(Хава Куперман, Оалей Яаков)

11 Хешвана — сгула  на рождение детей: 

«Вайизкор Элоhим эт-Рахель вайишма элеhа Элоhим  вайифтах эт-Рахма. Ватаhар ватэлэд бен ватомер асаф Элоhим эт-хэрпати. Ватикра эт-шемо Йосеф  лэмор Йосеф  Ад-най ли бен Ахэр».

(И вспомнил Всесильный о Рахель, и услышал ее Всесильный, и отверз утробу ее. И зачала она, и родила сына, и сказала: «Снял Всесильный позор мой». И нарекла ему имя Йосеф, говоря: «да прибавит мне Б-г другого сына». 

(Берешит, Ваецэ 30:22)

 

Молитва на могиле Рахель Имейну:

«Куми Рахель Имейну hа-Кдуша ве тиhъи мелицат йошер авури,

Ва ани битех баа левакеш леhийот эм ве раайя,

Куми ими ки аяфа нишмати

Ве ат ими, Рахель Имейну а-кедуша,

Ше йодаат эт цаарам шел банаих, у внотаих,

Тихъйи мерлицат йошер шели эцель а-Кадош Барух-Ху,

Томри ло аль аф ше ло диякти ба махшава, ба дибур у вамаасе,

Ани роца лизкот, леhийот эм ве раая,

Ве ани йодаат, ве адайн ло меухар ки гдолим хасадав шель hа-Кадош Барух-Ху.

Куми ими Рахель у мисри тфилати ле Эль Хай, Адон ha-Адоним, Мелех hа-Мелахим,

У тисамхини на ве таири ли ор тфилати,

Йешуати ве шаавати Элав Итбарах,

Эль Мелех Хай, бе омери: Шма Исраэль Ад-най Элу-hэйну Ад-най Эхад, амен ве амен»!

Перевод:

«Восстань наша Святая Праматерь Рахель, и будь праведной заступницей для меня,

И я, дочь твоя, пришла просить стать матерью и супругой,

Восстань Праматерь моя, ведь устала душа моя,

И ты моя Мама, святая Праматерь Рахель, что знает боль и страдания сыновей твоих и дочерей твоих,

Будь доброй защитницей мне перед Святым Благословенно Имя Его,

Скажи Ему, что, несмотря на то, что не всегда была точна (скрупулезна/прилежна) я в мыслях своих, в словах своих и в действиях своих,

Я хочу удостоиться быть матерью и супругой.

И знаю я, что все еще не поздно, ведь велики милости Святого Благословен Он».

 

Добавить комментарий