25 Элула – 5 свечей брахот от Бен Иш Хай

25 элула – это день, когда был сотворен мир, по мнению рабби Элиэзера, которого мы придерживаемся в том, что касается календарных исчислений. Этот первый день сотворения земли и неба на 6 дней предшествует дню сотворения человека. Ведь именно день, когда был создан Адам, мы называем Рош а-Шана. Существует обычай в дни между 25 элула и Рош а-Шана читать отрывок из рассказа о Творении, приведенного в Торе, относящийся к данному дню. Так, 25 элула читают отрывок от начала книги Берешит до слов: «И был вечер, и было утро: день один». А 26 элула читают следующий отрывок вплоть до слов: «И был вечер, и было утро: день второй» – и т. д.

(Марина Карпова)

Откуда мы знаем, что 25 Элуля – это первый день Творения

Рабейну Бахья приводит ремез (намек), связанный с появлением первозданного света: «Ты должен знать, что сотворение Вселенной началось с речения «Да будет Свет». А Свет сотворен 25 элула. Намек на это содержится в самих словах «Да будет свет» יהי אור –  гематрия слова יהי (да будет) = 25. А когда обычно говорят, что мир сотворен 1 Тишрея (то есть через 6 дней после 25 Элула), то имеют ввиду завершение Творения – создание Первого Человека».

(«Заглянуть в Пардес» А. Кац)

Кроме того, число 25 состоит из букв «каф», «hэй», которые образуют начало фразы «ко теварху эт бней Исраэль»(«так благословляйте сыновей Израиля»). Когда Вс-вышний обращается к Аарону и его сыновьям, Он говорит следующее: «Так благословляйте сынов Израиля, говоря им: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя. Да озарит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя. Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе мир». И возложат Имя Мое на сынов Израиля, и Я благословлю их».

Слово כה («так») в предложении «Так благословляйте…» равно 25. Отсюда мудрецы учат, что 25-й день — это день благословения еврейского народа.

(Р. Мешулом Брукман)

Бен Иш Хай (зц’л) учил, что хорошо 25 Элула зажечь 5 свечей — напротив этих огней — есть 5 огней благословения, которые будут раскрыты в этот день. Перед тем как зажечь свечи, нужно  сказать  молитву:

«Йеи рацон мильфанеха Адон-ай Элоэ-йну ве Эло-эй Авотейну Шетерахем Алай ве аль авдеха иши ве аль авдеха бни, ве таамидени бе керен ора ве таир лану бе паним меирот бе ор пней мелех Хаим ве титен лану Зера кодеш баним цадиким хахамим у невуним бе Тора тмемим ве йешарим ве товим. Ве терахмену Ве техаейну Хаим аруким, Хаим шель Шалом, Хаим шель Това, Хаим шель браха, Хаим шель парнаса това, Хаим шель хилуц ацамот, Хаим ше еш баэм ират хет, хаим ше эйн ба hэм буша у клима, Хаим ше еш баэм аават а Тора Ве ират Шамаим, Хаим ше тимале мишалот либену ле това ле аводатеха. Ве иhи рацон мильфанеха Ало-най Эло-эйну Ве Эло-эй авотейну Ше тикаем бану абрахот ашер цивита эт Аарон Ве эт банав аль ядей Моше авдеха леварех эт амеха Исраэль бе аава Ве ха катув Ве идабер Ад-най Эль Моше Леэмор Дабер эль Аарон Ве Эль банав леэмор ко теворху эт бней Исраэль эмор Лаэм.
Йеварехеха Ад-най Ве Ишмереха яэр Адонай панав Элеха ви хунека
Иса Ад-най панав элеха Ве ясем леха шалом”.

Затем зажечь 5 свечей и сказать следующие стихи:


— «Ве ёмар Элоким  еhи ор веэhие ор»; 

— «Элоким Ашивену ве аэр панеха ве носеа»;

— «Элоким йехонену ве йевархену яэр панав итану села»;

— «Кел Ашем ве яэр лану исру хаг бе hавотим ад карнот а мизбеах»;

— «Ки ата таир нерьи Ашем Элоки игиа хашхи»;

— «Ки имха мекор хаим бе орха нирэ ор»;

— «Бейт Яаков леху ве нелха бе ор Ашем»;

Следует также сказать, стих:

— «Ве амартем (כה) ко лехи ве ата шалом ве бейтеха шалом ве холь ашер Леха шалом» — 10 раз.

 И стих:

— «Ор заруа ла цадик ве леишрей лев симха» —  17 раз.

(Рабанит Лея Хизгиява)

Время зажигания свечей — это время благодати и хорошо просить у Ашема осветить тьму изгнания и искупить Свой народ Израиля бе Рахамим Рабим ве Хесед ве Аава.

Книга «Ишей Исраэль» приводит, что 25 Элула был создан мир. Он особый день и следует остерегаться и освятить его. В этот день нужно быть предельно осторожным не гневаться и не злиться. Увеличить в благотворительности (цдака), хорошо сделать трапезу на хлеб и мясо, кушать сладости и прочитать благословение после еды со всем намерением (каваной).

 

Добавить комментарий