Аэлет hа-Шахар в Теилим (Эстер Малка) и в Торе (Яаков авину) 

Понятие «Аэлет hа-Шахар» в Танахе встречается дважды: в Торе и в Теилим. И оба раза как точка отсчета для спасения и избавления.
Известно, что Яаков получил имя Исраэль в Аэлет hа-Шахар после того, как всю ночь боролся с ангелом Эдома.
Учат мудрецы, что есть 72 минуты между Аэлет hа-Шахар и восходом солнца и это 70 лет родовых мук – «Хевлей Машиах» и 2 года «Хезкат Машиах», когда Машиах сможет проявиться.

Аэлет hа-Шахар в Торе

Сказано в Берешит 32:24-33:

כה וַיִּוָּתֵר יַעֲקֹב, לְבַדּוֹ; וַיֵּאָבֵק אִישׁ עִמּוֹ, עַד עֲלוֹת הַשָּׁחַר.
— «И был Иаков один; и там сражался с ним человек до утренней зари» — (Аэлет hа-Шахар).

כו וַיַּרְא, כִּי לֹא יָכֹל לוֹ, וַיִּגַּע, בְּכַף-יְרֵכוֹ; וַתֵּקַע כַּף-יֶרֶךְ יַעֲקֹב, בְּהֵאָבְקוֹ עִמּוֹ.
— «И когда он увидел, что он не одолел его, он коснулся сустава его бедра; и вывихнулся сустав бедра Яакова в борьбе с ним».
(Холокост, очень глубокая рана, Корбан в конце темной ночи перед Аэлет hа-Шахар. «Меам Лоэз» учил, что это сухожилие в человеческом теле соответствует одной из 365 отрицательных заповедей — Рехилут (запрет на сплетни).

כז וַיֹּאמֶר שַׁלְּחֵנִי, כִּי עָלָה הַשָּׁחַר; וַיֹּאמֶר לֹא אֲשַׁלֵּחֲךָ, כִּי אִם-בֵּרַכְתָּנִי.
— «И он сказал: «Отпусти меня, ибо взошла заря». И он сказал: «Я не отпущу тебя, пока не благословишь меня».

כח וַיֹּאמֶר אֵלָיו, מַה-שְּׁמֶךָ; וַיֹּאמֶר, יַעֲקֹב.
— «И сказал ему тот: как имя твое? И он сказал: «Яаков».

כט וַיֹּאמֶר, לֹא יַעֲקֹב יֵאָמֵר עוֹד שִׁמְךָ — כִּי, אִם-יִשְׂרָאֵל: כִּי-שָׂרִיתָ עִם-אֱלֹהִים וְעִם-אֲנָשִׁים, וַתּוּכָל.
«И сказал он: «имя Твое будет впредь не Яаков, а Израиль; ибо ты сражался с ангелом и с людьми, и преуспел».
(Основание Государства Израиль многие мудрецы соотносят с Аэлет hа-Шахар — в 5708 году).

ל וַיִּשְׁאַל יַעֲקֹב, וַיֹּאמֶר הַגִּידָה-נָּא שְׁמֶךָ, וַיֹּאמֶר, לָמָּה זֶּה תִּשְׁאַל לִשְׁמִי; וַיְבָרֶךְ אֹתוֹ, שָׁם.
«Яаков спросил его: скажи мне имя твое. И он сказал: «Почему ты спрашиваешь имя Мое?» И он (ангел Эдома) благословил его там».

לא וַיִּקְרָא יַעֲקֹב שֵׁם הַמָּקוֹם, פְּנִיאֵל: כִּי-רָאִיתִי אֱלֹהִים פָּנִים אֶל-פָּנִים, וַתִּנָּצֵל נַפְשִׁי.
«И Яаков назвал это место Пниэль, ибо: «Я видел ангела Б-га лицом к лицу, и остался жив».

לב וַיִּזְרַח-לוֹ הַשֶּׁמֶשׁ, כַּאֲשֶׁר עָבַר אֶת-פְּנוּאֵל; עַל-יְרֵכוֹ.
«И взошло солнце перед ним, когда он проходил через Пниэль, и он хромал на бедро свое». (Через 72 минуты после Аэлет hа-Шахар).
Как мы видим, Тора описывает полное время от Аэлет hа-Шахар (утренней зари) – до восхода солнца.

(Рав Дов Бар Лейб)

Аэлет hа-Шахар в Теилим

Хазаль учат, что Эстер называется Аэлет hа-Шахар.
Утренняя звезда не появляется сразу. В момент Аэлет hа-Шахар трудно увидеть что – либо — небо все еще черное. Крошечный свет зарождается в огромной, бесконечной мгле. И вот, через некоторое время, все начинает проясняться, небо светлеет и восходит солнце.
Также и Эстер. Одна в логове врагов – не блестала ни молодостью, ни красотой, более 30 дней не представала перед царем -отринутая, она в отчаянии взмолилась к Ашему:
— «Ламенацеах аль Аэлет hа-Шахар… Эли, Эли Лама азавтани…» (Руководителю на утренней заре. Зачем Ты меня оставил… Далек Ты от моего спасения… от слов моей молитвы… Зову Тебя днем — Ты не отвечаешь, ночью – не умолкаю я).
И тогда Эстер понимает, что есть скрытое спасение «Нес нистар» — она произносит: «Веата, Кадош, Йошев Теилот Исраэль» – (а Ты, Святой, живешь на славословиях Израиля).
Кадош означает скрытый, отделенный от других.
Когда Ашем управляет миром через природу, Он Кадош, скрыт.
Когда Ашем скрыт, и человек неспособен различить задуманное Им, Его план — Он называется Кадош.
Долгие ночи еврейской истории мы явно чувствовали, что отделены от Ашема.
Раби Нахман ми Бреслав (зц»л) учит, что самое темное время суток – всего за миг до рассвета.
Во время глубочайшего отчаяния наступает Аэлет hа-Шахар – утренняя заря – она поднимается и постепенно освещает все вокруг и тогда — восходит солнце. 

Вот почему молитвы на Аэлет hа-Шахар ( Ватикин) — всегда были самыми действенными.

Добавить комментарий